Приложение №7
к Порядку организации доступа к информации
о деятельности Вологодского областного суда
Положение
о порядке рассмотрения Вологодским областным судом поступающих в электронной форме обращений (запросов) граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления
1. Общие положения
Положение о порядке рассмотрения Вологодским областным судом (далее – суд) поступающих в электронной форме обращений (запросов) граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение) разработано в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения электронных документов, поступающих через официальный сайт суда.
1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением электронных документов, поступающих через официальный сайт суда, осуществляется в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 262-ФЗ), Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), Федеральным законом от 27.07. 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ), Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон № 2124-1) и соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству, Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21.06.2010 № 229 с изменениями № 511 от 23.05.2016 и другими нормативными правовыми документами, регулирующими данные правовые отношения.
Действие Положения не распространяется на порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
«обращение гражданина» (далее - обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (Федеральный закон № 59-ФЗ);
«предложение» – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (Федеральный закон № 59-ФЗ);
«заявление» – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (Федеральный закон № 59-ФЗ);
«жалоба» – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (Федеральный закон № 59-ФЗ);
«запрос» –обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее – органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (Федеральный закон № 262-ФЗ);
«электронный документ» – обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее - обращение (запрос);
«адресант» – гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий поиск необходимой информации и направивший электронный документ в суд;
«адресат» – федеральный суд общей юрисдикции, о деятельности которого осуществляется поиск информации через специальную интернет-форму;
«ответственное лицо» – работник аппарата суда (в том числе, приемной суда), наделенный полномочиями по приему, регистрации и обработке электронных документов;
«исполнитель» – работник аппарата суда, ответственный за исполнение электронного документа.
1.4. Информация о персональных данных адресанта электронного документа хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства о персональных данных.
1.5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению.
1.6.Официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.
1.7. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте суда и должно содержать интерактивные ссылки на указанные в нем тексты законов и других нормативных правовых актов.
1.8. Контроль исполнения обращений (запросов), поступающих в суд, осуществляется председателем суда или уполномоченным им должностным лицом - постоянно.
2. Порядок оформления и направления обращений (запросов) в суд
2.1. Для приема электронных документов применяется специализированное программное обеспечение (посредством ГАС «Правосудие» и других информационных систем) в разделе официальных сайтов судов «Обращение граждан» («Интернет-приемная, Электронная приемная»), предусматривающем заполнение адресантом установленной формы с реквизитами, необходимыми для подготовки и отправки ответа.
2.2. Обращение (запрос) адресанта заполняется по форме, размещенной на официальном сайте суда, с учетом требований статьи 18 Федерального закона № 262-ФЗ, статей 7, 8 и 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
2.3. Наряду с формой электронного документа на официальном сайте суда размещаются правила заполнения указанной формы.
2.4. Форма электронного документа содержит следующие реквизиты: наименование суда;
адресат (наименование суда);
статус адресанта (выбирается из списка: гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, средства массовой информации (редакция);
фамилия, имя, отчество адресанта;
наименование организации, должность (наименование юридического лица, в том числе средства массовой информации, должность руководителя, уполномоченного им лица, главного редактора средства массовой информации и т.д.);
почтовый адрес;
телефон адресанта;
электронный адрес (e-mail) адресанта;
тема обращения;
текст обращения или запроса (изложение существа обращения или запроса)
поле «согласен на получение ответа в электронном виде»;
поле «согласен на размещение обращения на сайте суда в открытом доступе»;
поле «прикрепить файл»;
поле «отправить сообщение»;
дата отправления сообщения и номер (формируются автоматически);
защитный код.
2.5. Обязательные поля для заполнения адресантом (фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), текст обращения (запроса), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме) отмечаются звездочкой.
2.6. В случае не заполнения обязательных реквизитов установленной формы электронного документа адресанту выдается сообщение о невозможности принять его обращение.
2.7. Форма электронного документа может также содержать иные дополнительные поля, не являющиеся обязательными для заполнения (уведомление адресанта на электронный адрес о принятии
электронного документа, согласие адресанта на получение ответа в виде электронного сообщения на указанный электронный адрес без направления письменного ответа и другие).
2.8. Адресант вправе приложить к обращению (запросу) необходимые документы и материалы в электронной форме путем прикрепления вложенных файлов либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
2.9. При получении обращения (запроса), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, данное обращение (запрос) может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с сообщением гражданину, направившему обращение (запрос), о недопустимости злоупотребления правом.
3. Порядок регистрации и обработки электронных документов
3.1. Регистрация и обработка поступающих в суд электронных документов осуществляется ответственным лицом на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах в порядке и сроки, установленные нормативными документами, регулирующими судебное делопроизводство, вопросы деятельности судов.
3.2. Принятое обращение отображается на экране компьютера в виде электронной регистрационной карточки.
3.2.1. Регистрация электронных документов осуществляется в подсистеме «Документооборот и обращения граждан», входящей в состав ГАС «Правосудие» (а при ее отсутствии - в подсистеме другого программного средства), при открытии ответственным лицом регистрационной карточки.
3.2.2. В регистрационную карточку обращения (запроса) в соответствующие позиции автоматически переносится содержание полей формы, заполненной адресантом обращения.
3.2.3. Регистрационный номер и дата поступивших в суд электронных документов присваиваются автоматически.
3.2.4. Ответственное лицо, принимающее электронный документ, обязано проверить его на соответствие пунктам 2.4, 2.5 настоящего Положения и передать его председателю суда или уполномоченному им лицу для определения исполнителя.
3.2.5. Передача электронного документа исполнителям осуществляется с использованием специальных программных средств.
3.2.6. После определения председателем суда или лицом, им уполномоченным, исполнителя электронного документа, ответственное лицо ставит отметку об исполнителе в электронной регистрационной карточке электронного документа и передает его на исполнение в электронном виде или на бумажном носителе.
3.3. При отсутствии технической возможности регистрации электронных документов в электронных регистрационных карточках, полученный электронный документ распечатывается и регистрируется в ручном режиме в журнале входящей корреспонденции.
3.3.1. На распечатанном электронном документе проставляется штамп приемной суда (штамп суда) с указанием текущей даты, который ставится на лицевой стороне первого листа обращения в правом нижнем углу, там же ставится входящий номер.
3.3.2. Ответственное лицо передает зарегистрированный электронный документ по реестрам передачи документов в соответствующие структурные подразделения суда (исполнителям) под роспись в день приема, а в исключительных случаях - не позднее 10 часов утра следующего рабочего дня, если иное не предусмотрено инструкцией по судебному делопроизводству.В реестры передачи документов заносится вся информация, предусмотренная соответствующей инструкцией по судебному делопроизводству.
3.4. Председателю суда или уполномоченному им лицу электронный документ передается в документированном (распечатанном на бумажном носителе) виде. Председатель суда или уполномоченное им лицо определяет исполнителя и срок исполнения электронного документа.
4. Порядок подготовки и отправки ответа на обращение (запрос)
4.1. После передачи исполнителю электронного документа дальнейшая работа по нему ведется как с письменным обращением (запросом) в порядке и сроки, установленные статьями 10, 11, 12 Федерального закона № 59-ФЗ и статьями 18, 19 Федерального закона № 262-ФЗ, а также соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству.
4.2. Электронный документ подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Данный срок может быть продлен только в случаях, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона № 59-ФЗ и статьей 18 Федерального закона № 262-ФЗ.
4.3. Запросы редакций средств массовой информации рассматриваются и разрешаются в семидневный срок. Ответ на запрос представляется председателем суда или уполномоченным им лицом.
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допускается в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 40 закона № 2124-1.
4.4. Обращения (запросы), содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию суда, направляются по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, частью 5 статьи 18 Федерального закона № 262-ФЗ.
4.5. Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (запросе), или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (запросе).
4.6. В письменном виде ответ на обращение (запрос) готовится на бланке суда в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ и инструкцией по судебному делопроизводству, подписывается председателем суда или уполномоченным им лицом, затем регистрируется в электронной карточке или в журнале исходящей корреспонденции, и направляется по почтовому адресу, указанному в электронном документе.
4.7. В ответе на обращение (запрос) указываются наименование, почтовый адрес суда, текст ответа адресанту по существу поставленных вопросов, должность лица, подписавшего (давшего) ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
4.8. Ответ в электронном виде готовится с помощью специальных программных средств по установленной форме и, при наличии согласия адресанта, направляется по электронному адресу.
Для подготовки ответа в электронном виде, исполнитель вводит в указанную форму ответа регистрационный номер и дату обращения (запроса) адресанта. После этого в электронной форме ответа автоматически отображается содержание соответствующих полей формы, заполненной автором электронного документа.
4.9. Ответ на обращение не дается в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
Ответ на запрос информации о деятельности суда должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона № 262-ФЗ.
4.10. В случае, если запрашиваемая информация о деятельности суда относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.
4.11. Электронные документы после их исполнения подлежат хранению в установленном порядке в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.