Обобщение практики рассмотрения районными (городскими) судами Вологодской области гражданских дел об установлении административного надзора.
Общие сведения о рассмотренных делах.
С 01 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.
Задача административного надзора состоит в предупреждении совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых он устанавливается, а также оказании на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации был дополнен главой 26.2. «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а статья 254 - шестым абзацем, относящим данную категорию к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Институт административного надзора не является новеллой российского законодательства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года было утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Этот институт по существу является прообразом современного административного надзора.
Его содержание составляли требования, которые делились на две группы: а) административные ограничения и б) обязанности поднадзорного лица. По Положению также предусматривалась административная ответственность за неисполнение поднадзорным лицом своих обязанностей, а статья 198.2 УК РСФСР 1960 года предусматривала уголовную ответственность за злостное нарушение правил административного надзора.
Постановление об установлении административного надзора (с определением его срока) выносилось начальником исправительно-трудового учреждения и направлялось в орган внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного. После прибытия поднадзорного к месту жительства начальником органа внутренних дел устанавливались административные ограничения, предусмотренные Положением об административном надзоре.
Правовая природа административного надзора по действующему российскому законодательству довольно противоречива.
Административный надзор имеет уголовно-правовую природу, так как условием его установления является: 1) освобождение из мест лишения свободы; 2) наличие судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (часть 1 статьи 3 Федерального закона). Чаще всего основанием установления административного надзора служит посткриминальное поведение осужденного в период отбывания наказания или лица, отбывшего наказание. Вопросы инициирования административного надзора регламентируются положениями статьи 173.1 УИК РФ.
По содержанию административный надзор – это административная мера. Административные ограничения и обязанности являются формами административного принуждения, последствия их несоблюдения влекут, прежде всего, административную ответственность (статья 19.24 КоАП РФ).
А устанавливается административный надзор в порядке гражданского судопроизводства.
В 2012 году районными (городскими) судами Вологодской области рассмотрено 1017 заявлений об установлении административного надзора:
- удовлетворено – 896,
- отказано в удовлетворении – 21,
- прекращено производство – 66,
- оставлено без рассмотрения - 29,
- возвращено - 3,
- направлено по подсудности - 2.
Кроме того, за указанный период районными (городскими) судами Вологодской области рассмотрено 20 заявлений о продлении административного надзора (17 - удовлетворено, в удовлетворении 1 отказано, производство по 2 делам прекращено); 4 заявления о прекращении административного надзора (все удовлетворены) и 1 заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений (удовлетворено).
Судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда в 2012 году по апелляционным жалобам рассмотрено 57 дел данной категории (что составляет менее 6% от общего количества), 40 решений судов первой инстанции оставлены без изменения, отменено – 4, изменено – 10, прекращено в связи с отказом от апелляционной жалобы – 1, снято с рассмотрения – 2.
В ходе обобщения изучены 456 дел, рассмотренных районными (городскими) судами, 80 из которых возбуждены на основании заявлений исправительных учреждений, 376 – на основании заявлений органов внутренних дел.
Результаты рассмотрения:
- установлен административный надзор – 399;
- отказано в установлении административного надзора – 20;
- оставлено без рассмотрения – 15;
- прекращено производство – 30;
- дополнены ранее установленные административные ограничения - 1.
Изучение гражданских дел, направленных для обобщения, а также судебная практика Вологодского областного суда показали, что судами по-разному применяются положения действующего законодательства.
Целью настоящего обобщения является изучение и анализ практики рассмотрения районными судами гражданских дел в порядке главы 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
К задачам обобщения следует отнести:
-выявление характерных ошибок, допускаемых судами при производстве по гражданским делам об административном надзоре;
-формирование единой практики рассмотрения указанной категории гражданских дел.
Вопросы принятия заявления об установлении административного надзора к производству.
Поскольку новая глава расположена в третьем подразделе Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то порядок рассмотрения указанной категории дел подчиняется общим правилам, предусмотренным для дел, возникающих из публичных правоотношений.
В соответствии с положениями статей 23-27 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации указанная категория дел относится к подсудности районных (городских) судов области.
Все изученные дела рассмотрены судами с соблюдением статьи 261.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что заявление в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, заявление в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, - в суд по месту жительства или пребывания указанного лица.
Поскольку главой 26.2. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения и разрешения дел данной категории, следует исходить из общего срока рассмотрения гражданских дел, указанного в части 1 статьи 154 Кодекса, - 2 месяца со дня поступления заявления в суд. Однако с учетом особого положения лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, дела данной категории должны быть рассмотрены в кратчайшие сроки.
Все представленные на обобщение гражданские дела об установлении административного надзора рассмотрены судами Вологодской области в срок, чаще всего он не превышает одного месяца.
Статья 173.1 УИК РФ определяет порядок инициирования административного надзора учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным законом об административном надзоре.
Таким образом, администрация исправительного учреждения может обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора и раньше, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания. Однако в случае если заявление подается, например, за год до освобождения, оно не может быть принято к рассмотрению, поскольку за такой длительный срок до окончания наказания лицо, отбывающее наказание, нельзя признать освобожденным из мест лишения свободы.
Если заявление поступило меньше чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания (то есть с пропуском установленного срока для обращения с заявлением в суд), суд не вправе по этому основанию возвратить заявление, отказать в его принятии или отказать в удовлетворении по существу.
Следует иметь в виду, что при рассмотрении заявления, поданного с пропуском двухмесячного срока, в ходе судебного разбирательства осужденный может освободиться и выехать по месту жительства за пределы административного района, в котором расположен суд. В этом случае дело не может быть передано по подсудности в суд по месту его проживания или нахождения, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Следовательно, заявление должно быть подано с учетом двухмесячного срока рассмотрения и месячного срока вступления решения в законную силу. Оптимальный срок – не менее четырех месяцев до освобождения поднадзорного лица.
В заявлении об установлении административного надзора указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу: сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении или после освобождения, а также предлагаемые к установлению виды административных ограничений.
К заявлению начальника исправительного учреждения должны прилагаться следующие документы и материалы:
- копия приговора суда;
- копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
- копия информации о предполагаемом месте жительства или временного пребывания освобождаемого лица;
- справка-характеристика на осужденного;
- иные доказательства, в том числе свидетельствующие о состоянии здоровья лица, в отношении которого подается заявление об установлении административного надзора (является ли лицо инвалидом, психически больным, наркоманом и т.д.), о поведении лица в исправительном учреждении, рапорты сотрудников исправительного учреждения, объяснения лица, которое признается злостным нарушителем режима.
Копии документов должны быть надлежащим образом оформлены и заверены.
Нет необходимости направлять в суд личные дела осужденных. По запросу суда они могут обозреваться в судебном заседании.
В ряде случаев суды оставляли заявления без движения по причине их несоответствия требованиям статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
- не представлены копии приговоров, протоколов об административных правонарушениях и принятых по ним постановлений (Вологодский районный суд - дела № 2-159/2012, № 2-160/2012; Тотемский районный суд - дело 2-92/2012);
- отсутствуют копии приложенных к заявлению документов для заинтересованного лица (Вологодский городской суд - дело № 2-11245/2011; Грязовецкий районный суд - дело № 2-614/2011);
- не уплачена государственная пошлина (Грязовецкий районный суд - дела № 2-611/2011, 2-612/2011).
Позиция судов в перечисленных случаях не основана на законе.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации исправительные учреждения и органы внутренних дел, выступающие заявителями при установлении административного надзора, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Недостающие документы согласно статье 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны быть истребованы в порядке подготовки дела к рассмотрению.
При вынесении определения о назначении дела к разбирательству в судебном заседании судья извещает заявителя, заинтересованное лицо, а также прокурора.
Сведения о привлечении к участию в деле прокурора отсутствовали в определениях Череповецкого городского суда - дела № 2-5303/2011, 2-5860/2011, 2-6079/2011; Вашкинского районного суда - дело № 2-169/2011; Вологодского районного суда - дело № 2-267/2012; Грязовецкого районного суда - дело № 2-614/2011.
Рассмотрение дела об установлении административного надзора.
В силу статьи 261.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.
Большинство дел рассмотрено районными судами с участием представителя заявителя, заинтересованного лица и прокурора.
Поскольку неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, имели место случаи проведения судебного разбирательства в отсутствие представителя заявителя и прокурора, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (Череповецкий городской суд - дела № 2-5437/2011, 2-903/2012, 2-904/2012; Тотемский районный суд - дела № 2-194/2011, 2-129/2012; Вологодский городской суд - дело № 2-10663/2011).
Однако в материалах гражданских дел № 2-6079/2011, 2-903/2012, рассмотренных Череповецким городским судом, нет сведений о надлежащем извещении представителя заявителя и прокурора.
Гражданское процессуальное законодательство не предусматривает, как следует поступать судье в случае неявки лица, в отношении которого подано заявление, и в то же время требует рассматривать дела с обязательным участием таких лиц. Следует отметить, что не могут являться основаниями для рассмотрения гражданского дела об установлении административного надзора в отсутствие заинтересованного лица надлежащее извещение заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения дела, а также направленное данным лицом в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В нарушение этих норм в отсутствие лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, рассмотрены гражданские дела № 4/17-5/2011, 4/17-5/2011, 4/17-6/2011, 4/17-7/2011 (Вологодский районный суд); № 2-620/2011 (Череповецкий районный суд); № 2-365/2011, 2-386/2011, 2-406/2011 (Вытегорский районный суд).
Представляется правильной практика ряда судов, поручавших заявителю обеспечить явку лица, в отношении которого устанавливается административный надзор (Череповецкий городской суд - дела № 2-5303/2011, 2-6161/2011, 6306/2011, 2-818/2012, 2-911/2012; Тотемский районный суд - дело № 2-40/2012; Вологодский районный суд - дело № 2-1703/2011; Грязовецкий районный суд - дело № 2-551/2011; Кадуйский районный суд - дело № 2-824/2011).
Руководствуясь частью 4 статьи 1 и частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, некоторые районные суды по аналогии закона применяли нормы статьи 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующей вопросы привода лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выносили определение о приводе заинтересованного лица, направляя его для исполнения заявителю по делу (Тотемский районный суд - дело № 2-617/2011; Вологодский городской суд - дела № 2-10418/2011, 10951/2011, 2-11419/2011, 2-11618/2011, 2-461/2012, 2-884/2012, 2-1072/2012, 2-1598/2012).
Гражданские дела № 2-488/2011 (Тотемский районный суд), № 2-446/2011 (Бабаевский районный суд), № 2-593/2011, 2-602/2011, 2-82/2012 (Шекснинский районный суд), № 15-4/2011, 15-5/2011, 2-35/2012 (Вологодский районный суд), № 2-1407/2011 (Сокольский районный суд), № 2-409/2011 (Никольский районный суд) рассмотрены с участием назначенного по инициативе суда адвоката, которому произведена оплата за счет средств федерального бюджета, что не соответствует требованиям закона.
В соответствии с нормами статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает адвоката в качестве представителя при отсутствии представителя у ответчика, место жительство которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Следует иметь в виду, что статья 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применима к данной категории дел, которые рассматриваются с обязательным участием лица, в отношении которого устанавливается административный надзор.
По смыслу норм главы 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации участие представителя в гражданском процессе самостоятельно обеспечивается лицом, участвующим в деле.
По итогам рассмотрения гражданских дел об установлении административного надзора судами выносились, помимо решений, определения об оставлении заявления без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Заявления об установлении административного надзора оставлялись без рассмотрения по следующим основаниям:
- абзац 4 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
·заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание (Череповецкий городской суд дело № 2-699/2012);
· заявление подано лицом, не имеющим полномочий на его предъявление, поскольку суду не представлено доказательств проживания или пребывания заинтересованного лица на территории подведомственной соответствующему органу внутренних дел (Череповецкий городской суд дела № 2-342/2012, 2-581/2012, 2-1025/2012);
- абзац 7 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
·стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову (Череповецкий городской суд дела № 2-330/2012, 2-903/2012; Вологодский городской суд дела № 2-10951/2011, 2-910/2012).
Судами прекращалось производство по делу на основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
- отказ заявителя от рассмотрения заявления (Череповецкий городской суд дела № 2-1376/2012, 2-1983/2012; Тотемский районный суд дела № 2-668/2011, 2-129/2012; Вологодский районный суд дело № 2-159/2012; Тарногский районный суд дело № 2-20/2012; Верховажский районный суд дело № 2-33/2012; Череповецкий районный суд дело № 2-49/2012; Вытегорский районный суд дело № 2-437/2011; Кирилловский районный суд дело № 2-82/2012; Сокольский районный суд дело № 2-1471/2011; Шекснинский районный суд дело № 2-77/2012).
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, предусмотрены статьей 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: административный надзор устанавливается в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего в случае признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания в местах лишения свободы либо при совершении лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим неснятую и непогашенную судимость, в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет. Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
Кроме того, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также лица, совершившего преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, в безусловном порядке.
Суды отказывали в удовлетворении заявлений об установлении административного надзора в следующих случаях:
- отсутствие оснований для установления административного надзора, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:
·документально не подтвержден факт признания лица в период отбывания наказания в виде лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (Вологодский районный суд дела № 4/17-6/2011, 4/17-3/2011);
·лицо не привлекалось в течение года к административной ответственности за совершение двух и более административных правонарушенийпротив порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (Вологодский районный суд дело № 2-267/2012; Никольский районный суд дела № 2-427/2011, № 2-428/2011; Верховажский районный суд дело № 2-383/2011; Тотемский районный суд дело № 2-61/2012; Харовский районный суд дело № 2-113/2012);
·лицо имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления небольшой или средней тяжести (Устюженский районный суд дело 2-354/2011; Кичменгско-Городецкий районный суд дела № 2-15/2012, 2-329/2011);
·судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления погашена, либо погашается менее чем через год после принятия судом решения об установлении административного надзора (Бабаевский районный суд дело № 2-462/2011; Тарногский районный суд дело № 2-42/2012; Верховажский районный суд дело № 2-362/2011).
При принятии решения судье следует выяснять, является ли лицо, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, гражданином Российской Федерации либо гражданином иного государства. В случае принадлежности лица, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, другому государству, суду надлежит разрешить вопрос в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.
Установление судом административного надзора в отношении иностранных граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации, не имеющих законных оснований на пребывание на территории России после их освобождения, будет являться препятствием для их возвращения в государства, гражданами которых они являются. Кроме того, обеспечить административный надзор на территории России иностранным гражданам не представляется возможным, поскольку после освобождения они, как правило, не имеют ни регистрации, ни места жительства, то есть отсутствуют обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора.
При принятии решений об удовлетворении заявлений об установлении административного надзора у районных судов имеются затруднения при определении срока надзора и момента его исчисления.
В силу статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается на следующие сроки:
- в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В случае признания указанного лица в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания срок надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
При совершении указанным лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, срок надзора исчисляется со дня вступления решения суда в законную силу.
- в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В случае признания указанного лица в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания срок надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
При совершении указанным лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, срок надзора исчисляется со дня вступления решения суда в законную силу.
- в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Начальник второго отдела полиции УМВД России по г.Череповцу обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Краснюка Ю.П., осужденного приговором Череповецкого городского суда от 28.09.1999 по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 годам лишения свободы. Постановлением Шекснинского районного суда от 16.11.2006 Краснюк Ю.П. освобожден условно-досрочно сроком на 2 года 7 месяцев 8 дней, фактически освобожден из мест лишения свободы 20.11.2006.
Решением Череповецкого городского суда от 26.01.2012 в отношении Краснюка Ю.П., имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления (срок погашения судимости 8 лет), более двух раз в течение года привлекавшегося к административной ответственности за нарушение общественного порядка, установлен административный надзор до срока погашения судимости, то есть до 20.11.2012 (правильный срок погашения судимости 20.11.2014).
В силу пункта 1 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Краснюка Ю.П. административный надзор сроком на 2 года (не более 2 лет 8 месяцев 14 дней), исчисляемый со дня вступления решения суда в законную силу.
(Гражданское дело № 2-867/2012)
Начальник первого отдела полиции УМВД России по г.Череповцу обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Почтарева И.А., осужденного приговором Череповецкого районного суда от 18.01.1999 по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы. Постановлением Шекснинского районного суда от 05.04.2002 освобожден 08.04.2002 условно-досрочно на срок 1 год 6 месяцев 13 дней. Приговором Череповецкого городского суда от 15.06.2005 осужден по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы. В действиях Почтарева И.А. имеет место опасный рецидив преступлений. Освобожден по отбытию срока наказания 17.03.2009.
Решением Череповецкого городского суда от 27.12.2011 в отношении Почтарева И.А., имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (срок погашения судимости 6 лет) при наличии опасного рецидива преступлений, установлен административный надзор со дня вступления решения суда в законную силу до дня погашения судимости.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Почтарева И.А. административный надзор на срок до 17.03.2015, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
(Гражданское дело № 2-6086/2011)
Начальник ФКУ КП-7 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Соколова М.В., осужденного приговором Харовского районного суда от 27.04.2009 по статье 135 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Окончание срока наказания 18.11.2011.
Решением Череповецкого районного суда от 02.11.2011 в отношении Соколова М.В., имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести (срок погашения судимости 3 года) против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, установлен административный надзор сроком на 6 месяцев.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Соколова М.В. административный надзор на срок до 18.11.2014, который исчислять со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
(Гражданское дело № 2-608/2011)
Начальник межрайонного отдела МВД России «Сокольский» обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Дианова П.В., осужденного приговором Сокольского районного суда от 18.03.2004 по пункту «Д» части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации на 5 лет лишения свободы. Освобожден по отбытию наказания 02.04.2009.
Решением Сокольского районного суда от 24.02.2012 в отношении Дианова П.В., имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (срок погашения судимости 6 лет) против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, установлен административный надзор сроком на 6 лет, то есть до 02.04.2015.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Дианова П.В. административный надзор на срок до 02.04.2015, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
(Гражданское дело № 2-419/2012)
И.о. начальника ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Демина В.Б., осужденного приговором Великоустюгского районного суда от 24.12.2008 по пункту «А» части 3 статьи 158, пункту «В» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации на 3 года 3 месяца лишения свободы. Окончание срока наказания 14.01.2012.
Решением Вологодского городского суда от 23.12.2011 в отношении Демина В.Б., имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (срок погашения судимости 6 лет), признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, установлен административный надзор сроком на 3 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Демина В.Б. административный надзор на избранный срок 3 года, исчисляя его со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
(Гражданское дело № 2-12352/2011)
Начальник межрайонного отдела МВД РФ «Харовский» обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Башмакова С.Б., осужденного приговором Белозерского районного суда от 21.05.2002 по части 1 статьи 131, части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам 8 месяцам лишения свободы, освобожденного по отбытию срока наказания 09.11.2007. Приговором Бабаевского районного суда от 28.05.2008 осужденного по пункту «А» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы. Освобожденного по отбытию наказания 22.04.2011.
Решением Харовского районного суда от 15.12.2011 в отношении Башмакова С.Б., имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (срок погашения судимости 6 лет) при наличии опасного рецидива преступлений, установлен административный надзор сроком на 1 год до 15.12.2012, который подлежит исчислению со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Башмакова С.Б. административный надзор на срок до 22.04.2017, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
(Гражданское дело № 2-712/2011)
Начальник ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Дробышева Е.А., осужденного приговором Чертановского районного суда г.Москвы от 24.07.2007 по пункту «А» части 2 статьи 161, статье 134 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы. Окончание срока 31.05.2012.
Решением Устюженского районного суда от 08.02.2012 Дробышеву Е.А., имеющему неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести (срок погашения судимости 3 года) против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних установлен административный надзор сроком на 1 год, исчисляемый со дня фактического освобождения из мест лишения свободы.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суду следовало установить в отношении Дробышева Е.А. административный надзор на срок до 31.05.2015, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
(Гражданское дело № 2-49/2012)
Выявлены случаи установления административного надзора в отношении лиц освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятые и непогашенные судимости за совершение преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при опасном рецидиве преступлений, осужденных на день принятия решения об установлении административного надзора к лишению свободы условно (Кич-Городецкий районный суд дела № 2-330/2011, 2-31/2012; Великоустюгский районный суд дело № 2-928/2011).
Судам необходимо подробно мотивировать устанавливаемый ими вид и размер срока административного надзора и порядок его исчисления, приводя в решении имеющиеся у заинтересованного лица судимости, указывая тяжесть совершенных преступлений, дату освобождения из мест лишения свободы или окончания срока назначенного наказания, сроки погашения судимости, виды рецидива преступлений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений, перечень которых содержится в статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:
-запрещение пребывания в определенных местах;
-запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
-запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
-запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
-обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. При этом в решении должно быть указано количество явок, определенное судом для поднадзорного лица. Имеются случаи, когда количество таких явок не определено (Череповецкий городской суд дело № 2-1343/2012). Не следует указывать конкретно дни явок.
При установлении иных ограничений следует учитывать сведения об образе жизни, о поведении лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, а также иные данные, характеризующие его личность.
Устанавливая административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, суды конкретизируют его следующим образом: на территории детских дошкольных и образовательных учреждений, в местах реализации спиртных напитков (кафе, бары, рестораны), в местах, в которых продаются спиртные напитки на разлив, в увеселительных учреждениях.
При установлении административного надзора с указанием ограничений пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток не следует устанавливать надзор по определенному адресу.
Перечень ограничений, которые могут быть установлены поднадзорному лицу, является закрытым.
Однако выявлены случаи установления в отношении поднадзорных административных ограничений, не предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзореза лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:
-не менять место жительства и (или) работы без уведомления ОВД (Череповецкий городско суд дела № 2-904/12, 2-1321/12, 2-1343/2012, 2-1500/12, 2-1501/12; Вологодский городской суд дела № 2-10418/11, 2-10609/2011, 2-10663/2011, 2-10684/2011, 2-11245/2011; Грязовецкий районный суд дело № 2-550/11; Шекснинский районный суд дело № 2-602/11);
-не совершать административных правонарушений (Вологодский городской суд дела № 2-10684/11, 2-11245, 2-10663/11, 2-10609/11, 2- 10418/11);
-не нарушать общественный порядок (Грязовецкий районный суд дела № 2-550/11, 2-551/11);
- не находиться в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах (Череповецкий городско суд дело № 2-904/12);
-зарегистрироваться по месту жительства (Вологодский городской суд дело № 2-11253/11);
-трудоустроиться и работать в течение всего срока административного надзора (Вологодский городской суд дела № 2-9835/11, 2-10150/11, 2-11026/11, 2-11796/11, 2-1072/12);
-трудоустроиться в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу/со дня установления административного надзора (Вологодский городской суд дела № 2-10609/11, 2-10663/11, 2-10418/11);
-получать разрешение органа внутренних дел по месту жительства на выезд за пределы Вологодской области и территории РФ для осуществления трудовой деятельности (Вологодский городской суд дело № 2-10684/11).
При вынесении решения у судей часто возникает вопрос о том, возможно ли установление административного надзора лицу, в отношении которого вынесено постановление об условно-досрочном освобождении от наказания.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, административный надзор не устанавливается за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, поскольку на них возлагаются обязанности, предусмотренные статьями 73, 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Обжалование решения суда по делу об установлении административного надзора.
При подаче апелляционной жалобы лицом, которому установлен решением суда административный надзор, вопрос об оплате госпошлины должен быть решен судом.
Судьей может быть решен вопрос об освобождении лица от уплаты государственной пошлины при подаче им соответствующего письменного заявления с учетом положений, установленных нормами законодательства, при установлении причин, по которым лицо, подавшее данное заявление, не может произвести оплату госпошлины (не имеет средств, поскольку не работает, и т.д.).
Отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
Выводы.
Обобщение судебной практики рассмотрения заявлений об установлении, продлении и прекращении административного надзора, о дополнении ранее установленных ограничений показало, что судами в целом правильно и единообразно применяются нормы действующего законодательства, регулирующего данные вопросы.
Однако в ряде случаев допускаются ошибки при разрешении дел указанной категории, связанные в основном с возращением заявлений и оставлением их без движения, рассмотрением заявлений в отсутствие заинтересованных лиц, определением срока административного надзора и начала его исчисления,что объясняется новизной института административного надзора, а также спецификой регулируемых правоотношений, имеющих уголовно-правовую направленность.
В целях исключения подобных фактов судам, в частности, необходимо:
- проводить подготовку к судебному заседанию с целью всестороннего и полного исследования представленных администрацией исправительных учреждений и органами внутренних дел материалов, исключив случаи незаконного отказа в принятии заявлений, а также необоснованного оставления заявлений без движения;
- рассматривать дела по заявлениям об установлении, продлении и прекращении административного надзора, дополнении ранее установленных ограничений с учетом всех юридически значимых обстоятельств.
Заместитель председателя
Вологодского областного суда
И.Г.Осипова
03.04.2013