Обзор практики рассмотрения Вологодским областным судом дел о защите избирательных прав
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Данным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является судебная защита, порядок осуществления которой установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ»Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (глава 26), Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», конкретизирующими положения статей 45 и 46 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод, а решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В избирательную кампанию 2014 года судами Вологодской области рассмотрены по существу 33 заявления (жалобы) о защите избирательных прав граждан, из них апелляционной инстанцией Вологодского областного суда – 22гражданских дела по жалобам на принятые судами первой инстанции решения.
Изучение дел показало, что районными (городскими) судами области допускались ошибки в применении норм материального права, о чем свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что из 22 рассмотренных судом апелляционной инстанции дел, вытекающих из избирательного законодательства, отменено 7 решений ( 1/3) с вынесением нового решения.
При разрешении споров, связанных с проведением выборов, судам необходимо учитывать следующее.
1.
Для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием к отказу в регистрации кандидатов, а в случае их регистрации – основанием к отмене решения о регистрации кандидатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
Подпунктом «в» пункта 14.5 названной статьи определено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии, в частности, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения).
Согласно пунктам 1, 2, 3, 3.1 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Из содержания указанных норм следует, что полномочиями по принятию решения о выдвижении кандидата (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления обладают конференции или общее собрание ее региональных отделений. Кроме того, решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии на повторных и дополнительных выборах, а также в случаях отсутствия регионального или местного отделения политической партии, если это предусмотрено уставом политической партии.
Решениями Вологодского городского суда были оставлены без удовлетворения заявления зарегистрированных кандидатов Леоненко Е.А. и Суханова К.М., выдвинутых избирательным объединением «Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» об отмене регистрации кандидатов Каринского А.И. и Кушеева С.С., выдвинутых избирательным объединением Вологодское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Отменяя состоявшиеся судебные постановления, судебная коллегия приняла во внимание, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты Вологодской городской Думы в составе списка от избирательного объединения «Вологодское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» было принято Региональным Советом партии.
Вместе с тем согласно пункту 10.7 Устава Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Региональный Совет является коллегиальным руководящим органом регионального отделения политической партии.
Пунктом 15.1.3.8.2 Устава предусмотрено, что Конференция (Общее собрание) регионального отделения выдвигает кандидата (кандидатов) на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации, кандидата (кандидатов) в члены иных выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15.2.5.4 Устава Региональный Совет партии выдвигает единый список кандидатов, кандидатов, список кандидатов по одномандатным и многомандатным избирательным округам в представительные органы муниципальных образований, кандидатов в иные выборные органы местного самоуправления при проведении выборов в представительные и иные выборные органы местного самоуправления, выдвигает инициативу местного референдума на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, в пределах территории деятельности которых отсутствуют местные отделения Партии, или местному отделению такое право не предоставлено, или местным отделением выдвижение не произведено с учетом требования пунктов 18.6.2 и 18.8 Устава.
Принимая во внимание, что Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» имеет региональное отделение на территории Вологодской области, выборы депутатов Вологодской городской Думы не являются повторными и дополнительными, полномочий на принятие решения о выдвижении кандидатов у Регионального Совета, как коллегиального, руководящего органа регионального отделения политической партии, не имелось.
(апелляционные определения № 33-4037 от 20 августа 2014 года; № 33-4084 от 22 августа 2014 года).
2.
Непредставление кандидатом в нарушение части 1 статьи 33 Закона Вологодской области от 21ноября 2011 года № 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» всех необходимых для регистрации документов, за исключением документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, указанное нарушение в случае регистрации кандидата является основанием к отмене решения о его регистрации.
Решением Устюженского районного суда признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность главы района Платонова Н.В.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что частью 1 статьи 33 Закона Вологодской области от 21ноября 2011 года № 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» установлено, что для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 62 дня и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде либо решения избирательного объединения в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 35 настоящего закона, о выдвижении кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6, 7, 7(1) и 8 статьи 28, частями 11 и 11(1) статьи 29 настоящего закона, или об их отсутствии; документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 54 настоящего закона. Кандидат на должность главы муниципального района, городского округа представляет в избирательную комиссию муниципального образования вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Вологодской области от 21ноября 2011 года № 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 6, 7 и 8 статьи 28, частью 11 статьи 29 (о регистрации кандидата на должность главы муниципального района, городского округа - также документы, представленные в соответствии с частью 7(1) статьи 28 и частью 11(1) статьи 29) настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено четвертым предложением абзаца второго части 6 статьи 28 и пятым предложением пункта 1 части 11 статьи 29 настоящего закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель, возлагая на избирательную комиссию обязанность по извещению кандидата в случаях выявления неполноты сведений о документах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов, вместе с тем не предусматривает возможность дополнительного предоставления кандидатом документов, необходимых для его регистрации, за исключением копий паспорта и документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы кандидата, т.е. документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Из материалов дела следует, что протокол Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области, содержащий решение о выдвижении Платонова Н.В. кандидатом на должность главы района в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года № 2646-ОЗ не был им представлен в территориальную избирательную комиссию среди документов для регистрации кандидата, а был им представлен дополнительно, что не предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Вывод суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, судебная коллегия признала правильным.
При этом следует отметить, что нарушение избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, обязывающих избирательную комиссию при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение, в случае регистрации кандидата при наличии документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не лишает права другого кандидата оспаривать такое решение избирательной комиссии в суде, поскольку положения вышеназванной нормы регламентируют лишь обязанности избирательной комиссии, регулируют правоотношения, существующие с момента поступления в избирательную комиссию уведомления о выдвижении кандидата до принятия ею решения по представленным документам в порядке, предусмотренном статьей 38 названного Федерального закона.
(апелляционное определение № 33-4126 от 29 августа 2014 года).
3.
Указание неработающим кандидатом в подписном листе «многодетная мать», как род занятий, противоречит избирательному законодательству.
Правовое регулирование порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется в соответствии со статьей 37Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
В пункте 8 названной статьи установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из содержания указанного приложения к поименованному Закону, законодатель предписывает кандидату в депутаты указывать в подписном листе место работы, занимаемую должность или род занятий.
Требования об обязательном указании в подписных листах сведений об основном месте работы или службы и занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) содержатся также и в Законе Вологодской области от 15 ноября 2011 года № 2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства» (часть 4 статьи 33).
В соответствии с пунктом 57 статьи 2 Закона № 67-ФЗ под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно неработающий.
Решением Вологодского городского суда отказано в удовлетворении заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Малышевой Е.А. об отмене регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу Доможировой О.Е.
Судебная коллегия не согласилась с решением суда первой инстанции, отменив его и приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Из материалов дела усматривается, что в подписных листах, представленных Доможировй О.Е. в территориальную избирательную комиссию в графе «род занятий» указано: многодетная мать.
Вместе с тем пунктом 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такого статуса неработающего кандидата не предусмотрено.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что Доможирова О.Е. не указала в подписных листах свой род занятий.
При этом в силу положений подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Аналогичные положения содержатся в пункте 8 части 9 статьи 37 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года № 2643-ОЗ.
Внесение изменений в подписные листы действующим избирательным законодательством не допускается.
(апелляционное определение № 33-4337 от 05 сентября 2014 года).
4.
Содержащаяся в паспорте отметка «аннулировано», выполненная на штампе о ранее выданном заграничном паспорте, не имеет юридического значения для регистрации кандидата в депутаты, поскольку сама по себе не отменяет гражданство Российской Федерации кандидата в депутаты и не ограничивает его право на участие в выборах.
Согласно пунктам 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в котором кандидат должен указать фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Решением Вологодского городского суда отказано зарегистрированному кандидату в депутаты Марковой Н.В. в удовлетворении заявления об отмене регистрации по тому же избирательному округу кандидата в депутаты Скляра И.М.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что в соответствии с пунктом 1 постановления Центральной избирательной комиссии от 04 июня 2014 года № 233/1478-6 «Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов» определено, что к представляемому в избирательные комиссии заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться прилагаются копии следующих страниц паспорта гражданина Российской Федерации: второй страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений об органе, выдавшем основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, дате выдачи, коде подразделения, личном коде, а также проставление личной подписи; третьей страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения и месте рождения, а также наличие фотографии; пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах - также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта); восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений (отметок) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории (за пределами территории) Российской Федерации.
Аналогичные положения о сведениях, содержащихся на страницах паспорта, предусмотрены Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, описанием бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828.
Из анализа изложенных норм права следует, что целью представления копии паспорта является подтверждение личности кандидата, гражданства Российской Федерации и, следовательно, наличие у гражданина права быть избранным в органы местного самоуправления (пассивного избирательного права).
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при обращении за реализацией указанных прав гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено. Истечение срока действия документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, равно как и наличие иных обстоятельств, требующих обязательной замены документа (например, внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, с последующими изменениями), не означают прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав.
При указанных обстоятельствах содержащаяся на странице 19 отметка «аннулировано», выполненная на штампе о ранее выданном заграничном паспорте, не имеет юридического значения для регистрации кандидата в депутаты, не отменяет гражданство Российской Федерации кандидата в депутаты Скляра И.М. и не ограничивает его право на участие в выборах.
(апелляционное определение № 33-4124 от 29 августа 2014 года).
5.
Срок для представления документов для регистрации кандидата, установленный частью 1 статьи 36 названного Закона Вологодской области, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Решением Вологодского городского суда отказано в удовлетворении заявления Коротаевой О.В. о продлении срока для сбора подписей избирателей и подачу документов на регистрацию кандидата.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда первой инстанции, отметила следующее.
В силу положений части 1 статьи 36 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года № 2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства» для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 62 дня и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях в данных о кандидате и документы первого финансового отчета кандидата.
При этом срок для представления документов для регистрации кандидата, установленный частью 1 статьи 36 названного Закона Вологодской области является пресекательным и его продление не предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством, подача документов на регистрацию за пределами установленных сроков является нарушением избирательного законодательства и принципа равенства кандидатов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Коротаевой О.В. требований является правильным.
(апелляционное определение № 33-4017 от 15 августа 2014 года).
Председатель судебного состава
по административным делам Г.А.Охапкина
04 декабря 2014 года.