Arms
 
развернуть
 
160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чехова, д. 39
Тел.: (8172) 72-11-54 (приемная)
78-64-75 (гражд.), 78-64-60 (угол
info@vologdaoblsud.ru
показать на карте
160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чехова, д. 39Тел.: (8172) 72-11-54 (приемная); 78-64-75 (гражд.), 78-64-60 (уголinfo@vologdaoblsud.ru
sudpress35
sudpress35
tochkadostupa

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Типовые вопросы экспертам при назначении судебной лингвистической экспертизы

Типовые вопросы экспертам при назначении судебной лингвистической экспертизы

 

А. По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ).

1. Содержатся ли в статье ... выпуска № ... (2003 г.) журнала «...» негативные сведения о ... (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?

2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о..., то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?

3.  Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство... (ФИО) либо других руководителей «...», как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?

4. Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении г-ном ... (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?

5.  В каких фрагментах статьи «...»(название) содержится информация о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/учреждения «...»(название)?

6.  В каком значении употреблено слово «...» в ... контексте абзаца «...»/ предложения: «...» в статье, опубликованной в...?

7. Содержит ли предложение «...» сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на..., задевающие, чернящие деловую репутацию истца (физического или юридического лица).

8. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации «...»?

9. Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, предприятия «...»)?

10.  Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?

11. Являются ли сведения, изложенные и абзаце ...: «...», утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?

Здесь приводятся формулировки самых общих вопросов; этого достаточно, так как эксперт должен указать, почему эта информация негативная. В части 7 привезены примеры постановлений, в которых вопросы конкретизированы.

Б. По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды.

(По признакам состава преступления, обозначенного в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»')

1. Имеются ли в сюжетах, показанных телекомпанией «...», слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?

2.  Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.?

3. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?

4. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?

5.  Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?

6.  Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?

7.  Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?

8. Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?

9. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?

10.  Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу

11.  Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лица определенной национальности, одной социальной группы против другой?

12.  Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?

13. Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?

14.  Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?

15. Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?

16.  Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?

17.  Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?

18.  Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?

В. По некоторым другим материалам в связи с арбитражными и имущественными спорами.

(приводятся примеры формулировок вопросов из конкретных дел)

I   пример.

1. Соответствует ли нормам современного русского литературного языка название «Инвестиционный банк «ТРАСТ»?

2.  Как соотносится это название с другими названиями: Азия-Траст (ликвидирован), Аскания Траст, Бизнес-Сервис-Траст, Двина-Траст (лицензия отозвана), Евротраст, Инвесттрастбанк, Интрансбанк, Контраст-банк, Кредит-Траст, Межтрастбанк, Московский Трастовый Банк (принято решение о ликвидации), Нордтрастбанк (принято решение о ликвидации), Ресурс-Траст, Траст Капитал Банк, Трастбанк (решение о ликвидации), Трастинвестбанк (ликвидирован), Трасткомбанк, Траст-кредит, Трасткредитбанк, Универсалтраст, Уральский Трастовый Банк, Энтраст (принято решение о ликвидации) - разные они, и сходны ли до степени смешения?

II  пример.

1. В какие словообразовательные и этимологические отношения с лексикой современного русского языка может входить слово «Винни»?

2. По каким правилам осуществлялась передача английской буквы «У» в русской письменной речи с начала XX века, менялись ли эти правила с течением времени?

3. В какой мере слово «Винни» может с устойчивостью ассоциироваться в языковом сознании носителей русского языка с персонажем детской книги о медвежонке Винни-Пухе и с персонажем популярного мультипликационного фильма о Винни-Пухе?

4. Может ли слово «Винни» быть применимо в устной и письменной русской речи исключительно к персонажу книги «Винни-Пух и все-все-все»?

5. Имеет ли принципиальное значение для идентификации «Винни» как литературного персонажа написание данного слова заглавными («ВИННИ») либо строчными («Винни») буквами?

III  пример.

1. Какие слова в русском языке относятся к индивидуальным, уникальным словам?

2. Является ли словосочетание «Лица года» индивидуальным, уникальным, то есть оригинальным, неповторяющимся?

3. Отражает ли словосочетание «Лица года» творческую самобытность какого-либо автора, и содержатся ли в нем какие-либо признаки индивидуального авторского стиля?

4. Насколько распространено в современном публицистическом жанре и разговорном дискурсе массмедиа данное словосочетание?

IV  пример.

1. Содержатся ли в тексте заявления (ФИО) о даче согласия на приватизацию квартиры слова или словосочетания, имеющие общий смысл «передаю (кому-либо) мой приватизационный пай в приватизируемой квартире», а также смысл «отказываюсь от всех прав на приватизируемую площадь»?

2. Имеет ли фраза из текста заявления......о даче согласия на приватизацию квартиры «Даю свое согласие на оформление договора на приватизацию квартиры по вышеуказанному адресу на мою жену...» четкое и словесно выраженное лексическое значение «отказ от участия в приватизации в пользу жены»?

3. Каково значение слова «одной» в следующей фразе: «...Л. дала согласие от его имени на приватизацию квартиры одной ответчицей...»?

4.  Каково значение словосочетания «супружеская неверность жены» в современном русском языке?

5.  Каково значение словосочетания «супружеская неверность жены» в контексте искового заявления?

V  пример.

1.  Каково смысловое содержание слова «идеальный» с точки зрения современного русского языка с учетом его стилистических и иных оттенков?

2.  Каково значение слова «идеальный» в контексте рекламного макета «Формула идеальной российской полусинтетики»; употреблено ли слово «идеальный» в данном макете для обозначения превосходной степени качества обозначаемого свойства?

VI  пример.

1. Какие слова входят в состав словесной части обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из двух компонентов (в левой части — стилизованное изображение спирали ДНК, решенное зеленым цветом, в правой части — горизонтальная черта зеленого цвета, над которой размещено слово «фарм», под которой размещено слово «синтез»)?

2.  Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?

3. Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение)?

VII  пример.

1. Являются ли слова опасно и вредно синонимами?

2. Если слова опасно и вредно синонимами не являются, то как следует понимать значение каждого из слов в отдельности? В этой связи правильным ли является понимание слова опасно как «возможность причинения вреда в будущем, неопределенном периоде», а слова вредно — как «причинение ущерба, порчи в данный момент, непосредственно, фактически»?

3. Какое слово — опасно или вредно — имеет наибольшее предупредительное значение с точки зрения восприятия российским потребителем?

4.  Какое из словосочетаний — «Курение опасно для вашего здоровья» или «Курение вредно для вашего здоровья» — в наибольшей степени отвечает задаче предупреждения российских потребителей?

опубликовано 19.11.2010 09:45 (МСК), изменено 31.03.2023 12:58 (МСК)
sudpress35
sudpress35
tochkadostupa